Духовно- просветительский центр «Истоки»

            Руководситель Духовно- просветительского
                 центра "Итоки" Л.А. Остапенко
Обоснование программы

Пояснительная записка

 

Ценностная  ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.

Задача школы – сделать изучение народной культуры частью всего образовательного процесса.

Изучение данного курса, направленного на формирование у детей основ православной культуры, предполагает  ознакомление с основами православной культуры, работу по осмыслению народных традиций, способствующую пониманию специфики менталитета россиян.

Реальное содержание программы «Истоки» мы обретаем в ДИАЛОГЕ ребенка и взрослого, который откликается на его нужды. Принцип комментария дает возможность педагогу акцентировать духовные начала жизни, привлекать внимание детей к сущностному, часто скрытому от глаз. Комментарий во время занятий приобретает различные формы.

Материал, на котором строится учебный процесс, – это нейтральный материал культуры. Что избиралось?

  1. Произведения духовной культуры (шедевры древнерусского искусства: храмы, фрески иконы). Эти шедевры дают возможность учащимся почувствовать Святую Русь, наследниками которой они являются.
  2. Духовное слово (отрывки из Священного Писания)
  3. Церковные праздники, которые по-особому организовывают время нашей жизни.
  4. ПРОИЗВЕДЕНИЯ мировой художественной культуры (литературы, изобразительного искусства, ландшафтной архитектуры, музыки).

Мы отобрали материал, который остался за бортом школьной программы, но является актуальным для внутреннего мира ребёнка, развивает их способность восприятия, сопереживания. Деятельного участия в жизни.

Детям не хватает драматических переживаний. Кино- и телепродукция научилась щекотать нервы, но не дает пищи сердечному чувству ребёнка, не учить различать добро и зло.

Неспособность переживать – «окаменённое нечувствие» болезнь нашего времени. Наши чувства – свидетели и внешнего, и внутреннего состояния. А они должны быть воспитаны.

Поэтому в программу включен поздний Пушкин («Утопленник», «Золото и булат»). Дети горячо откликаются на этот материал.

Принцип увеличения драматического материала – принцип отбора материала для уроков.

Диалог – со-бытие – это не столько разговоры с детьми, сколько бытие с ними, а значит совместное действие, и в процессе действия – комментарий ко всему, что вызовет вопросы ребенка

Но участие не должно стать оккупацией!

Задача программы – выстраивание иерархии ценностей. Мы решаем эту задачу через создание учебной педагогчиеской ситуации, подобной жизни.

Учебная педагогическая ситуация – смоделированная игра, ставящая ребенка в центр познаваемого факта, события, В ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЯТЕЛЯ

Сначала сократическая беседа – первый этап (начинаем просто: расксазали о каком-то предмете, явлении, обратили внимание на его общее назначение) и – развиваем сказанное, пытаемся понять, как оно «живет», то есть как связано с другими явлениями и процессами жизни. Это лежит ЗА ГРАНИЦЕЙ ОПЫТА ребенка, но в это можно ПОИГРАТЬ! (сначала представим себе все, описываем, как могло быть, делаем предположения).

Как реагировать на глупости? ( словесную свободу?)

Верой сказанному, размышлением, примеркой, пробой «на правду»: а что будет, если поступить по-твоему? Или принять эту точку зрения?

УСТАНОВКА НА ПРАВДУ – ключ любой учебной ситуации.

Важно не затянуть словесное действие, вовремя заменить действием учебным (рисунок, клейка, сочинение рассказика вдвоем в картинках, в пластическом движении: вырасти как цветок). Т. е. опыт словесный проверить художеством игры.

УЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ  запускает творческую поисковую активностьв направлении того материала, который предложен учителем.

Не мнение ребенка вадно нам: важно, чтобы, втсретившись с новым понятием, словом, образом, он не просто высказал свою позицию, а попытался войти в нее, прожить в действии и в действии УВИДЕТЬ ПРАВДУ

Принцип построения курса

Главной структурной опорой занятий являются церковные праздники.В ходе работы над освоением православного календаря происходит знакомство с важ­нейшими годовыми христианскими праздниками, с их глубоким духовным смыслом и с тем, как влияли они на уклад жизни наших предков и как отразились в народном месяцеслове.

Цели курса

— ознакомление учащихся с основными сведениями по истории, культуре и национальным традициям России;

— создание системных представлений о народной культуре России, ее связи с историей, о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого в народной культуре России;

— формирование у учащихся таких понятий, как Родина, родной язык, православие, национальные традиции;

— пробуждение осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям);

— развитие эстетического вкуса и воспитание чувства прекрасного на лучших образцах мировой художественной культуры .

Структура курса

Главной структурной опорой занятий являются церковные праздники.

Специфика данного курса  в том, чтобы, опираясь на кон­кретный материал, научить понимать православное мировоззрение, научить сопереживать и уважать чувства и мысли окружающих людей.

Содержание курса

Всего – 33 часа

  1. Кто мы? Откуда мы? Чем живы? (4 часа)
  2. Слова и слово. (2часа)
  3. Село и храм.(2 часа)
  4. Человек и его путь. (4 часа)
  5. Правда и Кривда (2 часа)
  6. Новый человек(6 часов)
  7. Подвиг и подвижники (3 часа)
  8. Жить-служить.(9 часов)
  9. Язык православной церкви. (2 часа)




Воскресная школа — https://cloud.mail.ru/public/2h6S/UNvEgBvmh

Рекомендуемая детская литература — https://cloud.mail.ru/public/d1WW/LgtVRXoAN

Уроки по Славянской письменности -https://cloud.mail.ru/public/KoVB/J5Xt8xkDo